top of page
  • Фото автораНаталия Сидак

Художник В. Кандинский о духовной связи звука и цвета






Каждый цвет вызывает душевную вибрацию,

и каждая вибрация обогащает душу.


В. Кандинский



Василий Кандинский (1866—1944) - известный русский живописец, график и теоретик изобразительного искусства, один из основоположников абстракционизма. Он родился в Москве, а основное музыкальное и художественное образование получил в Одессе.


В 1911 году Кандинский, живший в то время в Мюнхене, посетил концерт австрийского композитора Арнольда Шенберга (1874—1951), музыкой которого он увлекался. Шенберг известен тем, что изобрел новый «метод композиции с 12 соотнесенными между собой тонами», широко известный как «додекафония». Данная техника музыкальной композиции заключается в отступлении от существующих правил гармонии в пользу нового экспериментального атонального метода 12-тоновой композиции. Она оказалась самой влиятельной для европейской и американской классической музыки XX века.


На концерте оркестр исполнил Второй Струнный Квартет, который вызвал неоднозначную реакцию аудитории, а Кандинского изменил навсегда.


Второй струнный квартет Шенберга (1908) - это переломный момент в творчестве композитора, как и в музыкальном репертуаре вообще. Сочинение фактически стоит на самой границе между романтическим стилем XIX века, и модернистским стилем, сформировавшимся в ХХ веке, между тональной и атональной гармонией.


В. Кандинский и А. Шенберг

Именно тогда музыка Шенберга изменила Кандинского и сделала его тем художником, чьи картины буквально перевернули мир искусства!


Он писал Шенбергу: «В своей работе Вы раскрыли то, что я так долго искал в музыке. Самодостаточное следование собственному пути, самостоятельная жизнь отдельных голосов в композиции – вот что я пытаюсь воплотить в живописной форме».


Он увидел связь между теорией Шенберга и своими попытками вырваться из традиционного фигуративного «режима» живописи.


А. Шенберг. Струнный квартет № 2 фа-диез минор, op. 10

для сопрано и камерного оркестра

Исп. Гос. камерный оркестр Азербайджана



Можно сказать, что Кандинский и Шенберг совершили революцию в искусстве: один освободил живопись от оков фигуративности, сделав шаг в сторону полной абстракции, другой - точно так же «развязал руки» музыке, отказавшись от тональности и традиционной гармонии.


А. Шенберг. Взгляд

Не менее важно, что оба мечтали о сближении своего искусства с другими: Шенберг написал немало картин как художник, а Кандинский вдохновлялся музыкой, создавая свои «Композиции» и «Импровизации» (музыкальные названия - тому доказательство).


Преодоление привычных форм в живописи и интерес к возможностям воздействия цвета на человека привели художника к написанию интереснейших теоретических трактатов «О духовном в искусстве» (1911) и «Точка и линия на плоскости» (1926).

Сформулированная в них теория восприятия цвета заключается в том, что цвет колоссально воздействует на человека, при этом произведенное впечатление не только визуальное. Краска, как и музыка, способна вызывать отклик всех органов чувств.


Кандинский создавал работы, олицетворяющие собой духовную связь между цветом и движением, трансцендентность за пределами чувств и среды. Известно его высказывание: «Точка в нашем представлении является теснейшей и единственной в своем роде связью молчания и речи. Все начинается с точки. Царство точки беспредельно. Звук молчания, привычно связанный с точкой, столь громок, что он полностью заглушает все прочие ее свойства».


Впечатления В. Кандинского от музыки Шенберга:




bottom of page